Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Месяц боев под Харьковом

Газета «Звезда» №260 от 02.11.1941
Автор статьи: В. Ходаков, З.Липавский
Текст документа:

МЕСЯЦ БОЕВ ПОД ХАРЬКОВОМ

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 30 октября. (Спецкорры ТАСС). Свыше месяца в непосредственной близости к крупнейшему центру страны—индустриальному Харькову — происходили непрерывные бои. Противник, стремился к городу сразу с нескольких направлений, пытаясь создать свою пресловутую «подкову». Расчет, по-видимому, состоял в том, чтобы, замкнув «подкову», окружить героических защитников города, не дать возможности вывезти в тыл промышленные предприятия, эвакуировать запасы, склады продовольствия и вооружения.

Месяц тому назад, после боев в районе Полтавы, фашисты устремились на северо-восток по грейдерной дороге к Харькову. Но движение германских танков, машин и пехоты было остановлено на полпути — в районе селений Чутово и Кочубеевка. Удары вражеских мотомеханизированных сил на Красноград были отбиты Красной Армией с первого раза и затем отбивались многократно. У Краснограла бои были ожесточенными и упорными. Помогая нашей пехоте, здесь не раз совершали героические рейсы советские бронепоезда. Они прорывались к самым позициям немцев, расстреливая фашистские батареи, уничтожая блиндажи и другие сооружения немцев.

Подступы к Харькову защищала не только армия. Сотни тысяч советских патриотов—рабочих, служащих, колхозников создавали полевые фортификационные сооружения. Ряд пунктов, как, например, Доброполье, Люботин, Богодухов, был опоясан противотанковыми рвами, вырытыми руками местных жителей. На дорогах, идущих к городу, мы видели в последние недели многочисленные гурты скота, обозы с продовольствием, вереницы тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин. Это народ вывозил в тыл свои богатства, чтобы ничего не досталось гитлеровцам.

Повсеместно создавались отряды народного ополчения, сыгравшие существенную роль в защите Харькова.

Наши части, обстрелянные в боях, знающие особенности местности, умело использовали своеобразие украинской осени и действовали отважно, истребляя живую силу и транспорты противника.

Так был нанесен сильный удар крупной группировке противника, состоявшей из нескольких соединений— 25 пехотной дивизии свежей 9-й мотодивизии, переброшенной сюда из Греции, 10-го австрийского полка др. частей. Удар этот был нанесен в районе Штеповка— Голубовка, что в 25 километрах восточнее города Сумы. Здесь в боях особенно проявили себя наша конница, приданные ей танки и подвижные артиллерийские и минометные подразделения. Соединение под командой тов. Белова перешло здесь от обороны к внезапному наступлению. Атака была произведена ночью, в дождь и слякоть, когда на дорогах застревали немецкие транспорты.

Кавалеристы части тов. Высоцкого, продвинувшись перелесками и глубокими извилистыми балками, внезапно появились в районе хутора. Филоповщина, занятом немцами. Эскадрон старшего лейтенанта Химича в конном строю атаковал вражескую колонну мотопехоты на дороге близ хутора. Немцы бросили машины и в панике побежали по полю. Но клинки наших кавалеристов настигали их. Растерянность противника перед нашей кавалерией была так велика, что немцы оставляли машины, оружие и сбрасывали мундиры, чтобы легче бежать.

В село Штеповка, занятое немцами, ворвались наши танки, неся на себе стрелков. Бойцы, прорвавшись на танках к деревне, вскочили в окопы и сошлись врукопашную с немцами. На многих дорогах, переплетающихся в районе Штеповка—Голубовка, остались около 800 машин, брошенных немцами. Поля были усеяны трупами врагов. Ход этого сражения показал, что немецкая пехота, как только она отрывается от танков, утрачивает свою боевую силу, становится неспособной к стойкому сопротивлению,

На всем фронте под Харьковом немцы встречали методическое организованное сопротивление наших войск, переходивших часто к контрударам. И потому бои на Харьковском направлении стояли немцам огромных жертв в технике и людях. Особенно памятны будут фашистам, бои в районе Чутово и Краснограда.

По растянутым коммуникациям немцев, действовавших на Харьков-ском направлении, чувствительные удары наносила наша бомбардировочная и штурмовая авиация. Соединение штурмовой авиации, которым командует майор Сюсюкалов в течении месяца боев под Харьковом налетало более 1000 часов. Летчики этого соединения—старший лейтенант Шлемин, младшие лейтенанты Куприянчик и Фадеев, лейтенант Романов— имели по 15—20 штурмовых вылетов.

Ни днем, ни ночью не прекращала своей работы бомбардировочная авиация. Летчики Н-ского соединения скоростных бомбардировщиков Хардин, Барышников, Ефремов, штурманы Николаев, Ильяшенко и другие совершали боевые ночные вылеты в течение последних двух недель каждые сутки. Объектами ночных бомбардировок были скопления вражеских транспортов, пехоты и танков на дорогах, ведущих к фронту.

О большом напряжении, какое испытывали немцы в течение месяца боев под Харьковом, и об их потерях свидетельствуют переброски свежих сил на этот участок фронта. На Харьковское направление были брошены части, снятые из Греции, Австрии и Италии. Численный перевес все время был на стороне немцев. И все же отход наших частей был совершен исключительно по стратегическим соображениям, в полно порядке, с сохранечием всех сил и материальной части.

Немцам ничего не досталось в городе. Харьковская промышленность была эвакуирована в глубь страны. В глубь страны угнан также подвижной состав Харьковского железнодорожного узла.

Замысел немецкого командования окружить Харьков и его защитников, овладеть всеми материальными ценностями города, провалился.

В. ХОДАНОВ.

3. ЛИПАВСНИЙ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: боевые действия