Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

О воздушных десантах и о том, как с ними бороться

Газета «Звезда» №245 от 16.10.1941
Автор статьи: М. Филипповский
Текст документа:

О ВОЗДУШНЫХ ДЕСАНТАХ И О ТОМ, КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ

Теория и практика воздушных десантов, впервые разработанные в Красной Армии, впоследствии получили широкое распространение и в армиях капиталистических стран, в частности в фашистской армии. В первых своих маневренных операциях в Норвегии Германия использовала воздушные десанты главным образом для захвата норвежских аэродромов, в дальнейшем же — в Бельгии, Голландии, Франции и на острове Крит — авиадесанты применялись фашистской армией уже более разносторонне.

В войне против СССР фашисты тоже неоднократно высаживали десанты.

Различают три вида воздушных десантов: парашютные, посадочные и комбинированные.

Парашютный десант отличается меньшим составом и более слабым вооружением, так как танки и тяжелые орудия сбросить на парашютах пока невозможно (однако, при выброске десантов на острове Крит на парашютах сбрасывались малокалиберные пушки, орудия горной артиллерии и минометы).

Каждый фашистский парашютист имеет при себе револьвер, несколько (2—3) ручных гранат, небольшой запас продовольствия. Остальное оружие, радиостанции и прочее имущество сбрасывается на грузовых парашютах.

Фашисты выбрасывают на парашютах как мелкие группы шпионов и диверсантов, так и значительные подкрепления в несколько сот человек.

В состав парашютных десантов фашисты включают специально отобранных и обученных лиц. Транспортировка их по воздуху чаще всего производится на трехмоторных самолетах «Юнкерс-52», четырехмоторных самолетах «Юнкерс-90» и «Фокке-Вульф-200». Впрочем, для этого могут быть использованы и любые другие типы самолетов. В среднем с одного транспортного самолета может сбрасываться 25—40 человек.

Парашютные десанты производятся фашистами с разных высот, даже с высоты всего в 100—150 метров. Парашюты применяются не только белые, но и других цветов, чтобы отметить разные подразделения и грузы.

Посадочные десанты, т. е. десанты, высаживающиеся после посадки самолетов, транспортируются на тех же типах самолетов, но бывают значительно сильнее парашютных: под крыльями или под фюзеляжем самолетов можно транспортировать такую материальную часть, как легкие танки, бронемашины, полевые орудия и пр. Трудность этого вида десанта заключается в том, что для посадки самолетов надо предварительно обеспечить себе аэродром. Немцы достигали этого либо через заранее подготовленных во вражеском тылу диверсантов, как это было в Голландии, либо путем предварительной высадки парашютного десанта. Этот последний способ, называющийся комбинированным, применяется наиболее часто.

Аэродромом для посадки десанта может служить ровное или с небольшим уклоном поле размером не менее 200×300 метров, но с хорошими подходами по 200—250 метров в каждую сторону; для посадки самолетов используются также широкие и прямые шоссе, а для гидропланов — реки и озера. Известен случай в Роттердаме (Голландия), где посадка была совершена на реку Маас в центре города.

Задачи, которые возлагаются на авиадесанты, могут быть различны. Они могут применяться для заброски в наш тыл шпионов и диверсантов. В этом случае обычно на парашютах сбрасываются небольшие группы бандитов, причем высадка их может производиться в глубине территории, за несколько сот километров от фронта. Небольшие группы парашютистов применяются врагом и для того, чтобы сигнализацией с земли указывать бомбардировщикам цели для бомбежки.

Более крупные десанты высаживаются врагом ближе к фронту. Задачей их германское командование обычно ставит разрушение дорог и линий связи, создание паники в тылу, нарушение его правильной работы, создание затруднений в передвижении наших частей. Наиболее крупные десанты применяются фашистами с тем, чтобы при одновременном наступлении с фронта изолировать и окружить наши части. При стойкости Красной Армии такие десанты, как правило, кончались для врага плачевно — он сам оказывался в окружении и уничтожался.

Одежда диверсантов бывает различна и зависит от цели десанта. Несмотря на неоднократные заявления фашистских заправил, что десантные части носят установленную для них форму, на самом деле они переодевают своих молодчиков в форму милиции или красноармейцев, иногда сбрасывают их в гражданском платье.

Совершенно очевидно, что на громадной территории, на которой возможна выброска десантов, нельзя с ними бороться только силами войсковых частей. Все население должно участвовать в уничтожении фашистских бандитов. Вот почему наш народ должен быть знаком с целями и методами действий авиадесантов и готов принять участие в активной борьбе с ними.

Уничтожить авиадесант можно либо в воздухе при помощи авиации, либо на земле соединенными силами авиации, частей Красной Армии, истребительных батальонов НКВД и местного населения.

В чем же может выразиться участие местного населения в борьбе с авиадесантами?

Чем раньше будут обнаружены самолеты противника, тем скорей они будут обезврежены.

Страна должна покрыться сетью наблюдательных постов, которые надо организовать в каждом колхозе, совхозе, на каждой железнодорожной станции, на каждом предприятии. Личный состав этих постов должен знать наружный вид наиболее распространенных фашистских самолетов, чтобы суметь отличить свой самолет от вражеского. Такой пост, расположенный по возможности близко к телефону или телеграфу, должен при появлении врага в воздухе немедленно сообщить об этом истребительным батальонам НКВД, ближайшим войсковым частям и органам советской власти.

В донесении надо указать, где и когда замечены самолеты, в каком направлении (север, юг и т. д.) они идут, на какой примерно высоте, сколько самолетов и какого типа. Донесение поможет достойно встретить врага авиацией в воздухе и подготовленными отрядами на земле.

Тщательно налаженное наблюдение и оповещение необходимы еще и потому, что десант легче всего уничтожить в воздухе до его приземления или в момент приземления, когда десант не успел еще разобрать вооружение и организоваться. Этот период очень короткий. При выброске парашютиста с высоты 100—150 метров прыжок займет 15—20 секунд, выброска целого подразделения, сбор его и приготовление оружия займут всего 10—15 минут. Эти-то минуты и надо максимально использовать, не дать десанту опомниться, имея в виду, что уничтожать его после закончившейся высадки будет значительно труднее.

Чтобы помешать посадке вражеских самолетов, надо заблаговременно определить участки, где она возможна, и наиболее удобные места заранее сделать непригодными для посадки на них самолетов: нарыть ямы, заградить сваленными деревьями, надолбами, расставленными по площадке подводами и т. п. При своевременном получении сведений о возможной высадке десанта любой подходящий для посадки участок местности можно при помощи подручного материала в короткий срок сделать недоступным для вражеского самолета.

При попытке врага высадить парашютный десант все усилия должны быть направлены на то, чтобы его немедленно уничтожить всеми имеющимися налицо средствами и силами. Если парашютный десант врагу все же удался, необходимо немедленно помешать ему развернуться, не позволить ему расчистить площадку для посадки самолетов, уничтожая на земле фашистских бандитов и снизившиеся самолеты. Тут населению нужно проявить величайшую активность, быстроту и натиск, не давать десанту ступить ни шагу вперед, нанести врагу наибольший ущерб до подхода истребительных частей НКВД.

Если же десанту все же удастся продвинуться вперед с места высадки, за ним надо следить непрерывно, не упускать его из виду ни на минуту, не дать ни одному из бандитов скрыться. О движении десанта, его составе и действиях надо все время сообщать органам советской власти, истребительным батальонам НКВД и частям Красной Армии.

Район, где высадился десант, обязательно следует тщательно осмотреть, так как иногда диверсанты в целях маскировки закапывают оружие.

Всех посторонних лиц, оказавшихся в районе высадки парашютистов, надо задерживать, так как они могут оказаться либо диверсантами либо заранее высланными шпионами, помогавшими врагу при высадке.

При обнаружении высадки десанта необходимо немедленно усилить охрану и оборону всех важных об’ектов — дорог и мостов, линий связи, телефонных и телеграфных станций, электроустановок и линий электропередач, МТС и т. д.

Очень важно, чтобы в руки врага не попались транспортные средства, поэтому о движении десанта надо оповещать все соседние сельсоветы, что позволит им своевременно убрать автомобили, мотоциклы, велосипеды, лошадей.

В погоне за двигающимся десантом должно участвовать не только местное население. Авиация будет настигать врага, обстреливать из пулеметов и бомбить, она же будет наводить на десант свои истребительные отряды. Задача местного населения — всеми средствами помочь нашей авиации и истребительным батальонам.

Задача населения — указывать своей авиации, где находится враг. Чтобы не помочь случайно вражеским самолетам, приняв их за свои, надо действовать только по условному знаку — вызову самолета. Об этих вызовах и о способах ответа на вызовы можно узнать в штабе ближайшего истребительного батальона НКВД. С ним же надо наладить тесную связь и получить указания для совместных действий против десантов врага.

Основное правило для действия против десанта: не прекращай борьбы с врагом до его полного уничтожения.

Генерал-майор

М. ФИЛИППОВСКИЙ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: Война: воздушно-десантные войска; Истребительные батальоны; НКВД; Война: авиация