Рационализатор Юшков
В прошлом году на завод «Старый бурлак» поступил новый зуборезный станок. Чистый, сверкающий отполированными частями, он выгодно отличался от других.
Рабочие смотрели на новинку с нескрываемым восхищением.
Только один из рабочих, фрезеровщик Юшков заметил:
— Не все то хорошо, что блестит, — и показал рабочим на заводской паспорт станка. В паспорте указывалось, что зуборезный станок предназначен только для одной производственной операции — нарезки шестерен.
А что делать на нем, когда нет этой работы? Неужели станок должен простаивать? — Этот вопрос занимал Александра Юшкова.
***
Война изменила темп работы, выдвинула перед коллективом завода новые повышенные требования.
Однажды в токарный цех поступил срочный заказ на изготовление ответственной детали, требующей метрической резьбы. Все токарные станки были загружены другой работой.
— А наш зуборез стоит,—с досадой поглядывал на станок Юшков. И ему пришла мысль: а что если приспособить этот станок для новой операции?
Много вечеров провел Юшков у зуборезного станка, что-то вычерчивал, примерял, обдумывал. Он прочитал «от корки до корки» учебник по фрезерному делу. Наконец, в голове созрел план, и Юшков рассказал о нем мастеру Разумкову.
— Здорово придумано! Дело, пожалуй, выйдет,—сказал мастер, выслушав рационализатора.
Юшкову дали разрешение произвести пробу — применить на зуборезном станке нарезку метрической резьбы с шагом в 3 миллиметра. Для начала он попробовал делать резьбу однокольцевым фрезом. «Как будто неплохо выходит», —подумал Юшков. За смену он произвел нарезку на 17 деталях.
— Однако, 17 деталей мало,— сказал себе Юшков,—на токарном станке делают 20 деталей, а на этом можно куда больше.
Тогда Юшков применил кольцевую резьбофрезу и сумел обработать рекордное количество деталей — 45 штук. Сейчас он делает до 50 деталей в смену.
Александр Прокопьевич Юшков рассказывает:
— Недавно я написал на завод, изготовляющий зуборезные станки, письмо. В этом письме я подробно рассказал об опыте своей работы, о своем рационализаторском мероприятии и попросил внести поправку в паспорт станка, на котором, оказывается, можно делать не только нарезку шестерен, но и резьбу весьма сложных деталей.
А. БЫЧКОВ.
г. Молотов.