Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Герои трудового фронта. Самоотверженность

Газета «Звезда» №225 от 23.09.1941
Автор статьи: М. Кравченко
Текст документа:

Герои трудового фронта. Самоотверженность.

Машина была еще на перегоне, когда мастер Черных вызвал к себе Слесаря тов. Дерягина.

— Есть важное дело, Михаил Григорьевич,—обратился он к нему,— посоветоваться хочу с тобой. На паровозе 721-11 оборвало элемент пароперегревателя. Что будем делать? Неужели паровоз придется тушить?

— Тушить?—переспросил Михаил Григорьевич.—На 8 часов паровоз задерживать? Не такое сейчас время.— И. подумав, добавил:

—Посмотреть надо.

...Жарко и душно в дымовой камере. Накалившаяся одежда нестерпимо обжигает тело. Газы спирают дыхание, перед глазами то и дело появляются разноцветные круги.

Осмотрев повреждение, Дерягин, вопреки опасности, решил исправить его на горячем паровозе.

Неумолимы жар и газы. И все же они не поколебали этого маленького, но удивительно отважного и стойкого человека. Когда становилось невмоготу, Михаил Григорьевич выбирался на свежий воздух. Освежившись, снова лез в дымовую камеру.

Раз десять совершал он такие «путешествия».

Через 1 час 40 минут машинист поднял пар, и оздоровленный паровоз вернулся на линию.

Уже два раза во время войны, вот так, на горячем паровозе, исправлял тов. Дерягин повреждения. Оба раза машинисты, мастера и рабочие депо в знак своей признательности крепко жали ему руки. Две новые благодарности за трудовые подвиги украсили его трудовую книжку.

Больше десяти лет работает Михаил Григорьевич в Чусовском паровозном депо. Сотни малых и больших дел прошли через его ловкие и умелые руки, и каждое из них он выполнял с любовью, с каким-то особым прилежанием, присущим неутомимым труженикам. В этих крепких рабочих руках дело всегда спорилось. Особенно же спорится оно сейчас, в дни великой отечественной войны.

Еще полгода назад в Чусовском паровозном депо работали четыре слесаря-гарнитурщика. Сейчас остался один Дерягин Тем не менее, он успешно справляется с делом, значительно большим по объему, чем прежде. Гарнитура, вышедшая из-под рук Михаила Григорьевича, безотказно служит от одного подъемочного ремонта до другого.

Недавно паровоз 719-98 был выпущен из ремонта на сутки раньше срока. Большая заслуга в этом принадлежала Михаилу Григорьевичу. Сборку гарнитуры в дымовой камере Михаил Григорьевич выполнил за полторы смены вместо трех.

— Иначе и быть не может,—говорит он,—в военное время трудиться надо по-военному.
* * *

Подлинным стахановцем военного времени является и другой слесарь Чусовского депо Павел Степанович Мамаев.

Однажды по вине механического цеха несколько задержался ремонт паровоза 711-19. По адресу коллектива механического посыпались упреки.

Однако, упреками делу не поможешь. Важней в таких случаях взаимная выручка, помощь.

— Ничего, нагоним на сборке крейцкопфов и поршней,—заявил слесарь Мамаев

Строго спланировав свое рабочее время и хорошенько подготовившись к выполнению этого задания, Мамаев справился с ним в четыре раза быстрее, чем было намечено по плану. Упущенное наверстали. Паровоз своевременно вышел из ремонта.

В подъемочном цехе у мастера Долгих на выпиловке и установке параллелей, на ремонте и сборке поршней и крейцкопфов работало двое— Мамаев и Онучин. В конце июля Онучина перевели на паровоз помощником машиниста. Мастер сказал Павлу Степановичу, что он останется один, а работать должен за двоих.

За двоих, так за двоих. Опытный слесарь не боялся трудностей. Правда, в первые дни было действительно тяжело. Но в этой борьбе с трудностями родился новый стахановский опыт, опыт военного времени. Мамаев перестроил свой труд с таким расчетом, чтобы каждая минута была использована с наибольшей пользой. И выработка поднялась у него до 350— 400 процентов.

...В депо пришел па ремонт очередной паровоз. Павел Степанович уже заранее, не дожидаясь указаний мастера, осматривает объект своей работы, определяет, что следует заменить и что можно подремонтировать. Заранее заявляет мастерам Хохрякову или Долгих, сколько и каких деталей потребуется. В боевой порядок приводится инструмент.
Сколько драгоценных минут Павел Степанович выкраивает на этом предварительном осмотре.

А сколько тысяч рублей сэкономил он государству, благодаря своей заботливости, рачительности. Например, легче заказать бы новую деталь, чем исправить, подогнать старую. Но у Мамаева на этот счет есть свои правила и законы.

На машине 725-24 нужно было сменить секционно-поршневые кольца. Так было записано в плане ремонта. Однако, можно ли сменить, не удостоверившись до конца в необходимости этого.

Павел Степанович тщательно очистил кольца от нагара, внимательно проверил, промерил каждое и нашел их пригодными для дальнейшей эксплуатации. На одной этой мелочи он сэкономил больше 100 руб. Так подходит он к каждой детали. Забита резьба у винта—нарежет новую, стерлись грани у гайки—заправит. Все это делается в интересах государства, в интересах фронта.

Павел Степанович хорошо знает, что каждый сэкономленный им килограмм металла, каждый рубль пойдет на оборону, на разгром врага, на ускорение нашей победы

М. КРАВЧЕНКО.
Ст. Чусовская.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: железнодорожники; Трудовая инициатива; Чусовское паровозное депо; Чусовой; Станция Чусовская