Сделано на шахте
На шахтах Кизела все шире в активнее развивается творческая инициатива рабочих и инженеров. Горняки стремятся до дна использовать технические возможности своих предприятий, чтобы при том же оборудовании добывать больше угля.
С первых же дней отечественной войны работники механических мастерских Кизеловских шахт решили поменьше загружать заказами заводы поставщики, а осваивать производство горного оборудования и запасных частей у себя в цехах, своими силами. Каждый понимал, что это позволит заводам переключиться на выполнение оборонных заказов.
Освоение горного оборудования и шахтных мастерских стало почетной обязанностью всех горняцких коллективов. Сейчас уже наши мастерские собственными силами изготовляют некоторые механизмы и запасные части к ним.
Большая работа по освоению новой продукции и замене остродефицитных материалов местным сырьем проведена в механических мастерских шахты имени Ленина. Рабочие и командиры этой шахты в период войны внесли большой вклад в экономику своего предприятия. Раньше, например, головки к электросверлам конструкции ЭБР-2 изготовлялись из алюминия. Слесари и механики шахты решили заменить дорогостоящий материал и предложил и изготовлять головки к электросверлам из железа. В поисках точного и правильного решения они немало поработали, и труды их увенчались успехом. Сейчас головки к электросверлам изготовляются в шахтной мастерской из железа.
Вот второй пример. Еще недавно ножи рубильников, как правило, изготовлялись из меди. Сейчас они тоже заменены железными. Бронзовые кольца наличников большой качалки врубовой машины «Самсон» заменили чугунными. Опыт показывает, что и при чугунных кольцах врубовая машина «Самсон» дает такую же высокую производительность.
Коллектив механической мастерской шахты имени Ленина за последние четыре месяца внес десятки рационализаторских предложений и при активном участии начальника мастерских тов. Черепанова многие из них успешно реализовал. Еще недавно, например, обрубки спиральной стали выбрасывались в утиль. Теперь из этих обрубков изготовляют зубки для врубовых машин. До войны флянцы к трубам изготовлялись из специального флянцового железа, а нынче нашли возможным делать их из старых рельсовых подкладок. В механической мастерской шахты освоили и изготовляют также роторы к электросверлам.
Хорошую инициативу на шахте им. Ленина проявили работники цеха движения. Они заменили прежние фарфоровые изоляторы для подвески трехслойного провода деревянными изоляторами, которые изготовляются из березы, проваренной в специальном парафиновом масле.
Немалую работу по изготовлению оборудования и сохранению механизмов проделали электрики и механики шахты имени Володарского. Под руководством главного механика тов. Букалова и ого помощников тт. Ипанова и Калачева они сделали уже ряд технических нововведений. Например, по-новому поставлен здесь вопрос о сохранении канатов, о продлении сроков их службы. В 1939 году на одном только втором уклоне шахты имени Володарского 14 раз была произведена замена отдельных частей каната бесконечной откатки. При этом было израсходовано свыше 10 тысяч метров стального тросса и более 60 тысяч рублей. При этом каждый раз при замене той или иной чисти каната выдача угля по уклону № 2 прекращалась на 2—3 смены.
Теперь время военное и мимо таких фактов нельзя пройти равнодушно. Механик шахты тов. Букалов и слесари по горным машинным установкам долго добивались удлинения срока службы канатов. Для этого они равномерно установили по уклону ролики, наладили своевременный планово-предупредительный осмотр канатов и определили твердый режим их работы. Канаты стали меняться значительно реже, а отдельные части их могут работать без замены по 10—13 месяцев.
Эта же группа работников освоила изготовление медных пластинок для коллекторов. Раньше эти пластинки шахта получала с завода, а теперь путем наварки изношенных мост пластинки восстанавливаются и вновь поступают в работу. Срок службы их таким образом удлиняется в два-три раза. Делается это без особых затрат своими силами.
Особенно большую работу по освоению новых деталей и запасных частой к горным механизмам проделал коллектив механического цеха шахты «Рудничная». Здесь под руководством начальника мастерской тов. Давыдова за короткий период освоены детали, которые раньше изготовлялись на Александровском заводе и в центральных мастерских треста.
Так, например, еще недавно, в случае прорыва головного рештака в лаве был неминуем простой. Нужно было привезти новый рештак, спустить его в шахту, установить и проверить под нагрузкой. По предложению тов. Давыдова, головные рештаки заменили гусетными скобами. Скобы эти быстро изготовляют непосредственно в механическом цехе шахты, и они всегда имеются в запасе в лавах. Таким образом нажиты простои конвейеров и увеличена производительность навалоотбойщиков
В механическом цехе шахты «Рудничная», кроме этого, освоена сварка рештаков. Здесь же совершенно по-новому производится и заправка зубков к тяжелым врубовым машинам.
Ранее эта работа выполнялась только в мастерских шахты им. Ленина, а заказчики имели большие накладные расходы. Сейчас, когда заправка зубков производится на шахте, стоимость зубка удешевлена белое чем в три раза. Имея нужный запас зубков, можно всегда обеспечить бесперебойную работу врубовых машин.
Начальник мастерской шахты «Рудничная» тов. Давыдов предложил изготовлять своими силами кроны к отбойным и разбуровочным молоткам. Предложение его было одобрено. Сейчас кроны изготовляются на шахте а но завозятся с Александровского завода.
Однако, нами сделано далеко еще не все.
Нужно, например, серьезно заняться изготовленном непосредственно в
шахтных мастерских ряда ведущих запасных частой к врубовым машинам, подъёмным лебедкам, водоотливным насосам и т. д. Нет сомнения, что эту работу мы освоим. Для этого у нас имеются все условия.
Сейчас трест «Кизелуголь» организует на одной из шахт специальную мастерскую для восстановления и пуска старого оборудования. За короткий период мастерская будет восстанавливать почти все детали горного оборудования. Наличии такой мастерской позволит нам восстановить десятки конвейерных приводов, врубовых машин и т. д., при чем все это будет делаться в нашем районе и но связано с загрузкой железнодорожного транспорта
Рабочие и командиры шахтных мастерских после призыва товарища Сталина с новой энергией взялись за организацию четкой бесперебойной работы горных механизмов, за выпуск нового оборудования своими силами. Решив эту задачу, мы значительно увеличим добычу угля.
С. ЛЮБИМОВ—главный механик треста «Низал-уголь».