Возрождённая шахта
(Рассказ старого горняка шахты имени Калинина Хусаина Исмагилова)
Мне 62 года. Полвека отдал я шахте. Трудиться начал с 11 лет.
Всякую работу делал. Рассыльным был, коногоном был, штреки чистил и крепежный лес таскал. Был и бригадиром на большой лаве № 57. Уголек выдавал неплохо. Старики об этом хорошо помнят.
Забой для меня—отрада. Вырастил я таким и сынка Закирзяна. Когда ему исполнилось 18 лет, послал учиться в школу ФЗО. Быстро освоил он гарное дело и уже самостоятельно начал работать проходчиком. А тут началась война с подлыми гитлеровскими бандитами. Засобирался сынок в Красную Армию. Проводил я его в военную школу. А сам, хоть числюсь в пенсионерах с 1929 года, стал продолжать работу на шахте.
Пишет мне Закирзян из военной школы, что живет хорошо, старается быстрей овладеть военным делом. Если на фронте буду, пишет, то сумею постоять за родину, отомщу фашистам за их зверства. Хороший у меня сын. И наказывает он мне в письме всеми силами помогать фронту, больше угля давать.
После этого захотелось мне что-нибудь значительное сделать. Вспомнил я о заброшенной Лазаревской шахте. Стоит она немного поодаль от нашего посёлка крепкой перемычкой забита. А за этой перемычкой много угля ещё осталось. В 1935 году начинали, было, выдавать тот уголь, но с год поработали и закрыли шахту. Вспомнил я про это всё и пошёл к заведующему шахтой им. Калинина тов Плихину. Внимательно выслушал он меня и говорит:
- Хорошее дело задумал ты, Хусаин. Давай, берись за восстановление шахты. Набирай рабочих, будешь у них за старшего.
- Рабочих то я найду. Старичков пенсионеров, женщин - домохозяек кликнул, -ответил я.
Пошли мы с тов Плихиным на старую заброшенную шахту.Открыли перемычку и зашли внутрь. Оправдались мои предположения. Уклон шахты хорошо сохранился обнаружили мы здесь мощные угольные забоистолбы. Мощность первого угольного пласта доходит до 4.5 метра. Ниже первого пласта есть и второй пласт,мощность которого достигает 1.20 метра.
- Да ведь это клад, заявил мне Плихин угля здесь очень много. Начнем Хусаин работу.
Нельзя было терять время. На другой день отыскал я старых горняков-пенсионеров, друзей своих: Шалагина, Галеева, Шибаева, Худилова, Кухареева рассказал им о своей затее. Обрадовались.
- Доброе стоящее дело сказал каждый.- Шахта хорошая. Угля много можно еще дать.Согласны хоть завтра начать работу.
Вышли все они на работу дружно. Вскоре после этого пришли к нам на помощь и женщины домохозяйки.
— Хотим помочь вам,—говорит мне жена моя, — знай, что Садыкова, Миньясова, Ибрагимова и другие не подкачают.
Восстановление шахты мы начали с очистки и перекрепления уклона. 25 дней работали на этом уклоне, пока, наконец, приведи его в порядок. Наш старый ремонтер тов Пономарев проверил состояние пути, который хорошо сохранился по всему уклону. Работали дружно, соревновались один с другим. И таким образом 150 метров уклона было готово. Оставалось произвести еще одну большую работу—перекрепить и очистить от хлама 200 метров основного откаточного штрека. И за это взялись также дружно. Закончили работу досрочно. Крепежный лес для перекрепления уклона и для восстановления откаточного штрека мы не брали со складов шахты. Достали мы из старых выработок более 50 кубометров крепежа и свыше 300 штук однорезатеса. Этим материалом и воспользовались.
После этого обратились за помощью к руководителям шахты им. Калинина и нам оказали ее немедленно. Дали небольшую подъемную лебедку и канат. В механической мастерской изготовили для нас пять обушков и 50 зубков. Командировали к нам машиниста лебедки и одного слесаря. Подвели к шахте электролинию. Выписали теса для постройки эстакады. Хотели и плотников послать, но мы заявили:
— Покорно благодарим. Эстакаду мы сами построим.
И ведь выстроили, своими силами, такую прочную эстакаду соорудили, что залюбуешься.
— Ну, а теперь тряхнем стариной, —заявил мне Николай Иванович Ухтой—старый горняк-кузнец. — Попробуем сами сделать вагонетки.—К нему присоединился ремонтер Пономарев. Вдвоем они успешно справились с работой—выстроили шесть шахтных вагонеток.
И вот работа закончена. Шахта восстановлена. Большим праздником был для нас день 19 ноября. В этот день старые забойщики тт. Шалагин, Каримов, И. Галеев, И. Шибаев впервые спустились в шахту для выдачи угля. Наши женщины-домохозяйки тт. Садыкова, Миньясова, Ибрагимова встали на откатку угля. Прошло два часа и из шахты были подняты первые вагонетки с углем. Шахта начала выдавать «черное золото», она вступила в строй.
Теперь эту шахту считают действующим угольным участком шахты им. Калинина. Мы—старые горняки—немало гордимся этим. Угольных запасов нашей шахты хватит на два года. А это ведь большой вклад в наше общее дело.
Наркомат угольной промышленности наградил меня и Павла Степановича Худилова—почетного горняка значком отличника социалистического соревнования. Эту награду мы постараемся оправдать стахановской военной работой. Уголь ведь нужен и для фронта, и для всей страны.
Записал А. СТРОКИН.