В начале их было пятеро. Затем по мере созревания ржи количество жнецов увеличивалось с каждым днем.
31 июля, возвратившись с поля, Пелагея Чалина созвала своих подруг красноармеек и завела с ними разговор:
— Хлеб-то, голубушки, уже созрел. Жнем сегодня, а колос так и клонится к низу, сам к серпу прилегает. Завтра утром всем надобно в поле выходить.
Пелагея размяла в руках несколько колосьев ржи и крупные сухие зерна посыпались на стол.
— Смотрите!
Слова стахановки вызвали среди колхозниц оживление. Ведь только сегодня днем кто-то пустил слух, что рожь, мол, еще зеленая и с уборкой ее надо повременить. Сейчас все убедились, что ждать дальше нельзя.
1 августа в бригаду Алексея Яборова пришли с серпами 40 женщин. На такое количество бригадир даже не рассчитывал. Красноармейке Пелагее Павловне Чалиной пришлось работать на одном участке с Татьяной Васильевной Красовитовой. Она на одном конце, а подруга — на противоположном. Знала Пелагея, что «соперница» бойкая в работе и, работая, все время следила за подругой. Вот уже у Чалиной стоит два суслона. Но и Красовитова вяжет последний сноп ко второму суслону. На третьем суслоне она обогнала Пелагею. Все чаще и чаше ходит серп Чалиной по ржи. Она решила во что бы то нн стало обогнать Красовитову.
На другом участке поля соревнование разгорелось между красноармейкой Екатериной Завьяловой и звеном Александры
Трошковой, состоящим из 5 колхозниц.
— Ну, скажи, сколько сжала Завьялова? — увидев бригадира, спрашивает Трошкова.
— 18 соток,—посмотрев в записную книжку, сказал бригадир.—А у вас как? — и пошел обмеривать участок. Оказалось, что в среднем каждая колхозница звена выжала 15 соток. Правда, в условиях обильного урожая и высокой ржи это дневная норма жнеца. Но завьяловцев это не устраивало.
— Ну, что же, сегодня отстали, зато завтра обязательно опередим,— немного опечаленно сказала звеньевая и позвала своих подруг на какой-то совет.
Возвращаясь через некоторое время к участку, где работали Чалина и Красовитова, бригадир остановился, изумленный большим количеством суслонов ржи, выстроенных в поле. Несмотря на поздний час, колхозницы еще продолжали усиленно работать серпами.
— Вы что же, ночевать здесь думаете? — спросил колхозниц Яборов.
Чалина и Красовитова, как бы не замечая бригадира, продолжали дожинать разделявшую их узкую полоску ржи. А затем, вытерев вспотевшее лицо, они протянули друг другу руки и одновременно громко сказали: Поздравляю, подруга, с победой.
— Правильно будет, если я вас обеих поздравлю,— сказал бригадир, — По 140 процентов каждая из вас сегодня норму выработала.
Сегодняшние победительницы соревнования радостные возвращались с поля. Среди сотен суслонов ржи остался одни бригадир Яборов. Здесь, на поле, он подвел итоги работы за день. Выходило: 40 жнецов убрали вручную за день 6 гектаров ржи, что составляло 100 процентов задания.
Но у бригадира были п другие мысли — проверить урожайность. По 10 суслонам выходило, что каждый в среднем даст 20 килограммов зерна. На гектаре же таких суслонов в среднем насчитывалось 100 штук.
— Вот это да! — вслух промолвил бригадир.
— А ты думал стахановская работа даром пропадет?—сказал председатель колхоза Иван Архипович Самодуров, который уже давно наблюдал за Яборовым.
— И мои подсчеты показывают столько же, 120 пулов ржи с гектара. Вот это военный урожай!
Возвращаясь с поля, руководители колхоза внимательно всматривалась в стерню. Нигде ни колосочка, ни зернышка.
За первые 4 дня колхоз убрал 20 гектаров. Первенство взяла первая бригада. Поздравляя ее жнецов с высокой выработкой, колхозный машинист дед Перфилий Мерзляков сказал:
— А я, друзья мои, приготовил водяную молотилку к работе. Красавица. 7 августа, пожалуйте ко мне. Увидите, что и дед Перфилий может полторы нормы за смену выработать.
Ф.БУТЧЕННО.
Колхоз «Красные ключики».
Куединского района.