Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

В Севастополе

Газета «Звезда» №69 от 22.03.1942
Автор статьи: А. Хамадан
Текст документа:

В СЕВАСТОПОЛЕ

СЕВАСТОПОЛЬ, 18 марта. (Спецкорр. ТАСС). В утренней туманной дымке белыми каплями каменных домов точно со дна морского всплывает Севастополь; за ним очерчиваются контуры древних курганов. Солнечные лучи играют розовыми бликами нва снежных вершинах древний курганов. Боевой корабль уверенно проходит узкие ворот бон. Огромная, в два широких рукава, бухта приветлива и спокойна. Нос корабля разрезает тихие воды. Легкие взлеты цветных флажков—традиционные сердечных приветы. Мы швартуемся к стенке и стремительные катера набегают на нас, что для атаки. Через сорок минут корабль«салютует» врагу, зарывшемуся в ДОТЫ на подступах к севастополю. Такова традиция–отмечать приход огневым налетом по немецким войскам и укреплениям. Гулко разносятся залпы по бухте, свистят снаряды.

Раннее утро. Проносятся запыленные грузовики–с фронта пустые. на фронт– с бойцами, боеприпасами, продовольствием и...песнями. Моряки любят песню, а пехотинцы издавна славятся своим мастерством. Но песни здесь свои собственные, севастопольские. Крепко полюбилась мелодия старой песни «Раскинулось море широко». Но слова новые, мужественные, душевные. Их сочинили бойцы, и песня эта стала всеобще-любимой и родной.

Раскинулось море широко

У крымских родных берегов

Стоит Севастополь сурово

Решителен к бою готов.

На грузовиках—девушки в морской и армейской форме. Вместе с бойцами они едут на фронт—санитарки, медсестры, испытанные и закаленные в боях пулеметчицы. Вся жизнь этого прекрасного города посвящена фронту, вся мысль, вся энергия– победе над заклятым врагом. Минометы, мины, гранаты, телефонные провода и аппараты, обувь и одежду делают рабочие Севастополя для фронта. Севастопольские железнодорожники-старчики поднажали и сделали поезд-баню с суточной пропускной способностью на две тысячи человек. Они использовали разбитые вагоны, но поезд выглядит новеньким, опрятным. на предприятиях работают с большим напряжением и вместе с тем спокойно. Эта уверенность не случайна. Она рождена великим мужеством защитников города.

Улицы оживляются, наполняются людьми. На работу спешат мужчины и главным образом женщины. Женщины заменили в цехах своих мужей, отцов, братьев.

Каждое имя— рассказ о бессмертных подвигах. Люба Харитонская, работница Балаклавы, вынесла с поля боя 35 раненых бойцов и командиров. Анна Дрябкина семерых вынесла, а 25-ти оказала первую помощь.

Начинается артканонада. Наша мощная артиллерия отвечает немцам снарядом на снаряд. город выдержал эти варварские удары смело и гордо устоял в тяжелом ближнем бою. Опрокинув ожесточенные атаки фашистских полчищ, севастопольцы отбросили их от города, придавили к земле, заставили глубоко зарыться в землю.

Немецкое командование приказало своим головорезам взять город в четыре дня. Лавина танков, бронемашин, мотопехоты, осиные стаи воздушных хищников обрушились на Севастополь. Грудью приняли этот удар красноармейцы и краснофлотцы, трижды сообщало немецкое радио: «Наши войска прорвались в город. Новый год мы будем встречать в Севастополе».

Сорвалось! Не пришлось немцам встречать новый год в Севастополе. Вот уже 120 дней продолжаются беспримерная его защита, а до цели врагу дальше, чем в первый день осады!

Яркой страницей в летопись великой отечественной войны войдет подвиг девяти безвестных героев—одного политрука и восьми красноармейцев.

На шоссе, ведущем в город, вырвалась колонна немецких танков. Развивая бешеную скорость и ведя ураганный огонь, танки мчались вперед. И тогда произошло бессмертное. Девять человек со связками гранат появились а шоссе, рядом с закованными в броню чудовищами. Они не легли, а прыгнули с гранатами под гусеницы танков. Четыре танка были взорваны. Шоссе разворочено. Вражеские колонные в ужасе попятились. Никто не знает имени героев. Они появились на шоссе внезапно, им никто не приказывал действовать так, как они поступили.Их вели на этот подвиг сердца патриотов.

На самом крайнем левом фланге громадного фронта великой отечественной войны там, где высокая скала крутым обрывом падает в море, вечным стражем стоит генуезская башня. Маленький гарнизон башни выдержал 70 фашистских атака. 2500 мин, 1500 снарядов, смертельные вихри пулеметных очередей, десятки злобных и льстивых ультиматумов,—ничто не могло и не может сокрушить беспримерную боевую доблесть наших воинов.

***

Автомобиль выбирается на Н-ское шоссе. Под ногами Инкерманская долина и Золотая Балка. Вдали над Балаклавской бухтой стелется туман. Отсюда, от моря, линия горы коснулась речки, пробежала мимо высот, спустилась в долину и опять уперлась в море. С Сапун-гоы виден огромный участок фронта, наши и немецкие позиции. Суровая панорама. Все стынет в прозрачном весеннем воздухе. Густые пулеметные очереди, гулкие хлопки артзалпов наполняют Инкерманскую долину. Фронт живет деятельно, напряженно. немцы щупают звенья наших линий, яростно атакуют. Атаки отбиваются. Наши бойцы и командиры проникают в немецкие расположения, подрывают ДОТЫ и ДЗОТЫ, обратно волокут за собой «языки», пулеметы, автоматы, карты. Ставят в немецком тылу мины. Снайперы недвижимо лежат на земле, долгими часами высматривают цель. У многих из них большие личные счеты. Снайпер Адамия уничтожил 50 фашистов, Владимир Трофимов—около 80 фрицев и гансов. Он человек замкнутый, сосредоточенный.

—От меня одного гитлеровцы наплачутся,—сказал он.

Из глубокого немецкого тыла приходят разведчики, связные партизанских отрядов. Они рассказывают: немцы уничтожают санатории и дома отдыха, вытаптывают виноградники. В Симферополе. Евпатории почти ежедневно расстреливаются тысячи советских людей—женщин, детей, старух, стариков. Гоня на каторжные работы пленных и раненых красноармейцев, пристреливают отстающих и падающих в изнеможении людей. Наши бойцы знают об этом. Стискивают зубы, глазами, пламенеющими ненавистью, смотрят на холмы и скаты, усеянные трупами немцев и румын.

Вечер. Огненные зарницы вспыхивают повсюду, куда хватает глаз. Над городом длинные лучи прожекторов. они точно гигантские мечи прикрывают небо от ударов. В темном небе золотыми звездами вспыхивают разрывы зенитных снарядов. Вереницы трассирующих пуль бороздят небо. За день отбита седьмая по счету воздушная атака. Еще два фашистских бомбардировщика низвергнуты наземь. Все затихает. Черный бархат неба усыпан блестками. Прекрасная южная ночь! С фронта доносится глухая канонада. Слышны длинные очереди тяжелых пулеметов. Через каждые 5—10 минут немцы выпускают осветительные ракеты. И так всю ночь. Утро приходит ясное, свежее. Весенний ветерок легко шуршит в кустах. Рассеивается туманная дымка. Севастополь стоит красивый, неприступный—могучая черноморская крепость. Город великого мужества и великой славы!

А. ХАМАДАН.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: фронт; Битва за Севастополь