Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

На фронтах отечественной войны. Суворовский удар

Газета «Звезда» №168 от 18.07.1941
Автор статьи: Л. Хват
Текст документа:

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 июля. (Спец. Корр. ТАСС). На протяжении нескольких километров шоссейная дорога загромождена военными трофеями. Десятки тяжелых грузовых автомашин, десятки орудий разных калибров, противотанковые пушки, пулеметы, минометы, обозные повозки, сотни винтовок, горы снарядов, патронов… Военное снаряжение смешалось в чудовищно хаотичном беспорядке.

Здесь было разгромлено крупное соединение германо-румынских войск. В течение нескольких часов героические части Красной Армии вели жестокий бой с неприятелем. Бесславную смерть нашли сотни солдат и офицеров двух артиллерийских полков и одного пехотного.

Сотни трупов фашистов, лошадей валяются по обочинам дороги. Тут же разбросаны «трофеи» бандитов: советские спички, сахар, махорка, парфюмерия, награбленные в пограничных деревнях, где разнузданное зверье хозяйничало два дня. Возле подбитого пулемета среди десятка трупов лежит румынский капитан. Рядом с ним раскрытый дорожный чемодан и гитара. В чемодане -пудра, духи, губная помада «ТЭЖЭ» и женское белье, уворованные в советской деревне.

Двуногие свиньи грабили беспощадно. Это - традиция фашистской армии. А по соседству с двуногими свиньями валяются обыкновенные четвероногие свиньи, коровы, куры, утки, гуси, которых вели и везли в обозе. Все это было награблено у крестьян. Поле боя свидетельствует о страшном разгроме, которому подверглись здесь германо-румынские войска.

Как это произошло?

Один пехотный и два артиллерийских полка противника вторглись на советскую территорию. Наша разведка точно установила местонахождение и силы врагов. Они превосходили численность частей Красной Армии, действовавших на этом участке фронта. Враги двигались по шоссейной дороге походной колонной, растянувшейся на несколько километров. В колонне было много артиллерии, тяжелых грузовиков, боеприпасов.

- Разгромить фашистов неожиданным суворовским ударом - таков был смысл приказа командования.

Походной колонне врага была дана возможность беспрепятственно втянуться в очень невыгодную для него лощину. Враг не подозревал, что через несколько часов эта лощина станет долиной смерти сотен солдат и офицеров германо-румынских войск.

Близился вечер. Внезапно на головную часть колонны посыпался ливень смертоносного металла. Красные артиллеристы открыли лобовой огонь по противнику с короткой дистанции. Разведчики на бронемашинах вырывались вперед и в упор расстреливали врага. Капитан Мышак, старший лейтенант Долгих возглавляли героические отряды разведчиков. С флангов доблестные пехотинцы подразделения майора Вруцкого косили фашистов из пулеметов и винтовок. Залпы тяжелой артиллерии преградили противнику путь к отходу. На шоссе началась безумная паника. Водители семитонных грузовиков, тянувших тяжелую артиллерию, пытались повернуть обратно, но сталкивались с другими машинами, запрудившими дорогу. Взбесившиеся кони рвали постромки, давили вражеских солдат. Их трупы, изуродованные и растерзанные, валились под колеса своих же грузовиков и орудий.

Обезумевшие от ужаса артиллеристы не слушали команды офицеров, бросали орудия, скидывали с себя обмундирование, обувь, бежали, куда попало. Красные бойцы огненным кольцом сжимали врага. Меткие пули советских снайперов наповал поражали фашистских офицеров, пытавшихся в этом хаосе организовать хотя бы какое-либо подобие обороны. Красноармеец Сокур забрался в тыл к фашистам и разил их свинцовым ливнем из пулемета. Затем, приблизившись, забросал фашистов ручными гранатами. Бандиты сдавались в плен одному бойцу! Трупы врагов лежали грудами возле молчащих пушек.

Но недолго молчали вражеские орудия. Подоспевшие красные артиллеристы повернули их дула на 180 градусов и открыли ураганный огонь по бегущим врагам из их же пушек. Старший лейтенант Кудрявцев с группой бойцов бросился на германо-румынскую роту, пытавшуюся обороняться. Забросав фашистов гранатами, бойцы начали расстреливать их из винтовок. А когда патроны кончились, Кудрявцев со своим отрядом бросился в штыковую атаку. Остатки роты обратились в бегство.

Операция закончилась в темноте. На поле сражения лежали сотни убитых и раненых. Около двухсот солдат и офицеров были взяты в плен. Красным бойцам сдались полковник, подполковники, капитаны, десятки младших офицеров.

Пленный румынский полковник с горечью рассказывает:

Удар ваших красных войск был идеально подготовлен. Он подействовал ошеломляюще на наши части, вызвал полную панику. Попытки некоторых наших офицеров повернуть обратно или отступить окончились плачевно-дорога оказалась забитой нашими грузовиками, артиллерией. Уже через несколько минут после вашего внезапного нападения я понял, что гибель наших полков неизбежна. Но я не мог понять, откуда здесь появились красноармейцы? Ведь германская авиаразведка, тщательно обследовавшая этот участок, твердо уверяла, что ваших войск здесь нет. Мы двигались абсолютно спокойно, и вдруг, как из-под земли ударили ваши… Молниеносный удар в лоб и с флангов парализовал наши части. Я увидел, что разгром неизбежен. Невозможно было разобраться в окружающей обстановке. Мне казалось, что мы окружены крупными силами Красной Армии. Только потом я узнал, что наши полки были разгромлены значительно меньшими силами. Что оставалось делать? Я лишь два раза успел отдать команду отдельному тяжелому артиллерийскому дивизиону…

Только сутки прошли после разгрома фашистов в «долине смерти», а по дорогам в тыл уже увезено большинство крупных трофеев. Важнейшие оперативные документы, секретные распоряжения фашистских штабов попали в руки нашего командования. Доблестные бойцы Красной Армии захватили 56 орудий, 80 семитонных грузовиков, 4 легковых машины, 600 повозок, 1000 лошадей, танкетки, множество винтовок, пулеметов, снарядов, патронов и обозного имущества.

Взбешенные жестоким поражением, фашисты пытались помешать вывезти трофеи с поля сражения. Но они опоздали: самое ценное, исправное уже было вывезено и находилось под надежным прикрытием. Посты наблюдения стерегли небо.

- Воздух! - говорит телефонист, и через мгновение шоссе пустеет. На нем остаются лишь неубранные трупы фашистов да поврежденные грузовики. Люди укрылись в спокойных местах, далеко от дороги. В воздухе нарастает гул-идут пять пикирующих бомбардировщиков. «Юнкерсы» быстро приближаются. Они пикируют с высоты на небольшой участок дороги, где застряли трофеи, бьют по ним из пулеметов, сбрасывают десятки бомб.

В течение 20 минут фашисты осыпают 100-килограммовыми бомбами скопление испорченных трофеев и вдруг поспешно скрываются. Фашистский дозорный разведчик, делающий круги в стороне, передает по радио бомбардировщикам о приближении советских истребителей. Вот они славные советские быстроходные ястребки-гроза гитлеровских летунов. Бомбардировщики прекращают свою разрушительную работу и быстро улепетывают Истребители догоняют фашистов. Бьют по ним из пулеметов. Вот загорелся один «Юнкерс». Камнем летит он к земле.

Подходим к объекту бомбардировки. Дорога цела: ни одного точного попадания. Лишь один грузовик, перевернувшийся в канаве, горит. Весь заряд фашистов пропал даром. А ведь гитлеровская авиация не так уж богата боеприпасами, чтобы вспахивать ими целину…

Л. ХВАТ.

Распечатать текст статьи Рубрикатор: На фронтах Отечественной войны; Боевые эпизоды; Преступления немецко-фашистских военнослужащих; Война: артиллерия; Румынская армия; Военнопленные; Трофеи; Война: авиация; Война: авиационные бомбардировки