От Советского Информбюро
Вечернее сообщение 3 августа
В течение 3 августа наши войска продолжали вести бои с противником на Смоленском, Коростеньском, Белоцерковском направлениях и на Эстонском участке фронта. Существенных изменений в положении войск на фронте не произошло.
Наша авиация во взаимодействии с наземными войсками продолжала наносить удары по мотомехчастям, пехоте и артиллерии противника.
В течение 2 августа в воздушных боях нашей авиацией уничтожен 31 самолет противника. Наши потери - 19 самолетов.
Во время налета немецких самолетов на Москву в ночь с 2 на 3 августа сбито 2 немецких самолета. Наша авиация потерь не имела.
В Балтийском море потоплена, немецкая подводная лодка.
При налете наших самолетов на порт Констанца в ночь с 1 на 2 августа установлено, что бомбы попали в плавающий док, в котором находился миноносец противника, и на суда, стоявшие в гавани.
Танковая часть майора Ленючева‚ прорвавшись в глубокий вражеский тыл, уничтожила фашистскую автоколонну из 240 машин с боеприпасами и продовольствием. Шоссейная дорога на протяжении пяти километров усеяна изуродованными немецкими машинами.
Три советских бомбардировщика, пилотируемые тт. Васякиным, Богатовым и Лазо, обнаружили вражеский аэродром. На бреющем полете наши летчики разбомбили аэродром. 10 немецких самолетов подожжены и около полутора десятков самолетов повреждены.
Артиллерийский дивизион капитана Синяговского подвергся нападению колонны немецких танков. Метким орудийным и пулеметным огнем дивизион отбил несколько ожесточенных атак противника. Фашисты, оставив на поле боя 37 разбитых танков, повернули обратно.
Советская подводная лодка потопила, вблизи норвежского порта Варде немецкий пароход водоизмещением в 8.000 тонн. Пароход вез оружие и боеприпасы для немецко-финской армии.
Крупные советские танковые части и два полка мотопехоты Энского соединения, действующего на Житомирском направлении, внезапным и стремительным броском обошли с фланга два немецких полка ивклинились в расположение противника. Когда приказ командования о расчленении и изолировании вражеских частей был выполнен, на первый фашистский полк были брошены танковая рота и около полка пехоты. После 6-часового боя поле противника, окруженный с трех сторон нашими частями, был разгромлен. Подоспевший к этому времени следующий эшелон нашей ударной группы смял второй вражеский полк. Остатки войск противника, бросив массу оружия и боеприпасов, в панике бежали. В бою особенно отличились: командир группы танков старший лейтенант Баранов. уничтоживший своими танками батарею тяжелых орудий, две батареи противотанковых орудий и пулеметный взвод противника; командир мощного танка лейтенант Кириллов, подавивший гусеницами и орудийным огнем до 10 минометов. На поле боя фашисты оставили больше 1500 убитых и раненых немецких солдат. Наши части захватили 120 легких пулеметов, 35 станковых пулеметов, три 150-миллиметровых пушки, 18 минометов и 15 противотанковых орудий. В плен сдались 340 немецких солдат и офицеров.
На-днях в тылу наших войск близ города Я. немцы высадили крупный воздушный десант, в состав которого входило несколько десятков танкеток. Наша истребительная авиация немедленно изолировала вражескую группу и не дала фашистам подбрасывать по воздуху пополнение и боеприпасы диверсантам. Танкетки, оставшиеся без горючего, немцы закопали в землю и превратили в ДОТ’ы, Последовательными ударами нашей бомбардировочной авиации, в тесном взаимодействии с танками, пехотой и артиллерией, вражеский воздушный десант полностью уничтожен.
Многие немецкие солдаты занимаются мародерством, грабят убитых и раненых на фронте, в том числе и своих солдат и офицеров. Об этом неопровержимо свидетельствует рапорт командира 3 батальона 24 немецкого полка Рихарда Дернбург командиру своего полка. В этом рапорте, перехваченном одним из наших подразделений, доносится: «Стрелок Мейснер на поле боя снял серебряные ручные часы с убитого ефрейтора, чтобы присвоить их себе. Стрелок Зиберт шарил в карманах убитых и раненых и найденные деньги и папиросы присвоил себе. Стрелок Вернер отрубил с руки убитого офицера пальцы, стащил 2 золотых кольца, чтобы присвоить их себе». Далее Рихард Дернбург в своем рапорте пишет: «Чтобы ценные вещи, деньги и провиант не пропадали, следовало бы официально разрешить стрелкам после боя очищать сумки, ранцы и карманы убитых. Все найденное должно быть передано командирам рот, которые будут награждать наиболее отличившихся в бою солдат. Это - наиболее разумный и справедливый выход, который будет способствовать повышению боевого духа немецкого солдата». Таким образом немецкие офицеры не пресекают мародерство своих соллалт, но поощряют и организуют его в широком масштабе.
Среди польского населения оккупированной немцами территории широко распространяются листовки с текстом советско-польского соглашения. Воодушевленные соглашением, партизаны с новой силой развернули свою боевую деятельность. За последние три дня вблизи городов Скажиско, Конске и Томашев произошли нападения на воинские составы с боеприпасами.
Партизанская борьба трудящихся Югославии против немецких оккупантов принимает все более широкий размах. Партизаны нападают на мелкие немецкие гарнизоны и обозы, разрушают железнодорожные пути, телеграфную и телефонную связь. В связи с усилившейся деятельностью партизанских отрядов, командование германской армии спешно потребовало от итальянцев переброски в Югославию новых воинских частей для борьбы с партизанами.
Советские патриоты зорко охраняют от фашистских налетчиков каждую пядь родной земли. Сотни тысяч трудящихся вступили в пожарные команды, в группы самозащиты, в санитарные дружины, в команды по охране железнодорожных путей и сооружений. Смелость, находчивость и боевую сметку проявляют бойцы Московского молодежного полка пожарной охраны во время разбойничьих налетов фашистской авиации на Москву. На участок, охраняемый взводом бойцов А. В. Белкина, упало около 30 зажигательных бомб. Командир и бойцы взвода быстро потушили все бомбы. Самоотверженно работал боец взвода Л.Е. Раппопорт. Он один обезвредил несколько зажигательных бомб, попавших в жилой дом, и потушил начавшийся пожар. За боевую работу по предупреждению пожаров и проявленную при этом смелость тов. Белкин награжден медалью «За отвагу», а тов. Ралпопорт - медалью «За боевые заслуги».
Фугасная бомба разрушила небольшой жилой дом. Все бойцы взвода тов. Шмырева, в том числе и несколько бойцов, получив ранения, остались на своем посту, самоотверженно боролись с огнем и быстро ликвидировали начавшийся пожар. Командир взвода т. Шмырев, контуженный взрывной волной, остался на крыше дома и оттуда руководил ликвидацией пожара. Боец Н. И. Тишкин вынес из загоревшегося дома раненую девушку. Бойцы взвода тов. Тимошина обезвредили больше двадцати зажигательных бомб и ликвидировали очаги пожаров в жилом доме и в больнице им. Морозова.