Пермский государственный архив новейшей истории

Основан в 1939 году
по постановлению бюро Пермского обкома ВКП(б)

Сквозной поиск

Всеславянский митинг в Москве

Газета «Звезда» №191 от 14.08.1941
Текст документа:

ВСЕСЛАВЯНСКИЙ МИТИНГ В МОСКВЕ

11 августа состоялось заключительное заседание всеславянского митинга.

Заседание открыл украинский писатель академик Александр Корнейчук.

— Вот уже два года,—говорит он,— германские разбойники разоряют наши древние славянские земли, разрушают города, сжигают села.

Гитлер решил уничтожить свободные миролюбивые славянские государства, превратить нас в рабов и физически истребить. Фашисты уже замучили и убили три миллиона поляков. Кровь сотен тысяч чехов, сербов, словаков, карпато-украинцев, хорватов, черногорцев и словенцев, кровь шести тысяч замученных и убитых только в одном городе Львове, кровь убитых в боях с фашистской армией лучших сынов русского, украинского, белорусского народов и других народов великого Советского Союза, море слез замученных детей и женщин — призывают нас славян об’единиться против общего ненавистного врага Гитлера и его фашистских орд.

Свободолюбивый украинский народ поднялся как один человек на бой с фашизмом. Плечом к плечу русские, украинцы и белоруссы вместе с другими народами великого Советского Союза уже нанесли сокрушительный удар отборным полчищам Гитлера и разбили миф о непобедимости германской армии. Земля горит под ногами фашистских орд. Их бьют доблестные части Красной Армии, их бьют славные партизаны, день и ночь не давая минуты покоя врагу.

В каждой хате, каждом доме поклялись украинцы лучше умереть, чем стать рабами ненавистного Гитлера. Враг шел за нашим богатым урожаем, но не море золотой пшеницы встретил он на занятых территориях Украины, а испепеленную землю и лютую ненависть народа.

Братья славяне! От имени 40-миллионного украинского народа я призываю вас об’единиться на священную борьбу против нашего злейшего врага немецкого фашизма и его вассалов!

Смерть фашизму!

Слово предоставляется польской писательнице Ванде Василевской. — Поляки,—говорит она, — нашу землю разорил враг. В пепел и уголь обратил он деревни, в которых жил польский крестьянин, в груды развалин—города, где трудился рабочий.

— Гитлер просчитался, воображая, что пройдет по советской земле так, как проходил по другим странам Европы. Здесь танк наткнулся на танк, железо на железо, слепая сила пьяных фашистских захватчиков на сознательную верную, самоотверженную силу Красной Армии.

Но мы не можем сложа руки ожидать пока героизм Красной Армии, пока непоколебимое мужество английского народа разобьют впрах коричневые ряды. Нас зовут на борьбу развалины Варшавы и раздавленная, разоренная, оплеванная польская земля. Нас зовут на борьбу замученные крики тех, что ежедневно гибли и гибнут пол террором оккупанта. Нас зовут на борьбу великие традиции нашего народа.

На землях Советского Союза возникает польская армия, которая плечом к плечу с Красной Армией пойдет на борьбу против врага нашей страны, врага славянства, врага человечества.

Поляки на захваченных немцами землях поднимаются на борьбу в тылу неприятеля. Эту борьбу нужно стократно умножить. Сожмите кулаки шахтеры Силезии! Металлисты Варшавы, ваше место в рядах борющихся! Текстильщики Лодзи, строительные рабочие Кракова, — на борьбу! Крестьяне! На врага!

К борьбе! Взрывать мосты, отрезать транспорты, жечь склады, уничтожать железнодорожные и телеграфные и телефонные линии! Пусть каждый лес станет вооруженным лагерем, каждая деревня—засадой, каждый дом—крепостью.

Поляки! Народ, который дал миру Коперника, Мицкевича, Шопена, Костюшко, Ярослава, Добровского, Людвига Варынского, не будет народом-рабом! Гнать врага с польской земли!

К оружию! Идет и приближается день победы!

От имени белорусского народа с словами горячего привета и призыва к беспощадной борьбе против общего врага выступает народный поэт Белоруссии Янка Купала.

— Как и другие славянские страны,—говорит он, — часть моей родной Белоруссии подверглась дикому нашествию варваров фашистов. Бомбардировка мирных городов, зверское избиение стариков, детей и женщин, сжигание сел и деревень—все это пришлось испытать моему народу. Но никакие зверства не могли сломить его героического сопротивления наглым захватчикам. Белорусский народ вместе с другими народами Советского Союза не только сражается в рядах Красной Армии, но он ведет непримиримую жестокую борьбу с врагом в его тылу. Не оставляя врагу ни крошки хлеба, ни капли воды, крестьяне разоренных деревень уходят в леса и смело нападают на врагов, отбивают у них оружие, уничтожают их живую силу, громят их танки, разрушают коммуникации, ни ночью ни днем не дают покоя.

Великой радостью наполняется наше белорусское сердце, когда мы слышим, что поляки, чехи и сербы с каждым днем все грозней поднимаются на борьбу с общим нашим врагом—гитлеровщиной, об’единившись в одну великую семью, где никто не претендует на первенство и главенство.

С каждым часом крепнут могучие удары Красной Армии по фашизму. Будем же и мы до конца мужественными и беззаветно смелыми в борьбе с врагом!

Словацкий общественный деятель, депутат чехословацкого парламента Марек Чулен говорит:

Словацкие иуды Тука, Мах и Тисо гонят словацких юношей и мужчин на братоубийственную бойню, заставляют их проливать свою кровь за Гитлера, желающего согнать нас с той земли, на которой жили и работали наши прадеды и поселить на ней немецких колонистов.

Словаки и словачки, остановите руку убийцы! Прячьте продовольствие, уничтожайте все, что могло бы пригодиться немецкому фашизму. Берите ружья, топоры и всякое оружие, бегите в горы и леса и организуйте боевые дружины. Слезы вам не помогут, поможет только борьба и отпор.

А вы, словацкие солдаты на фронте, не сражайтесь против русских и обратите оружие против немецких псов и отмстите за жен и детей, за все муки, на которые они обрекли народ. Помните, что лучше умереть, чем быть рабом, помните, что будущность принадлежит только отважным и смелым!

Следующим выступает общественный деятель Закарпатской Украины, депутат чехословацкого парламента Иван Локота. Он горячо призывает свой народ к борьбе против фашистов, которые уничтожают украинскую культуру, украинские национальные права и обычаи.

— Немецкий фашизм, разгромив Чехословакию, нашу Закарпатскую Украину передал Венгрии. Венгерские фашисты закрыли украинские школы, а наших студентов и учителей бросили в тюрьмы и концентрационные лагери. Они стремятся уничтожить украинский народ. В селе Трибушаны они забрали шесть человек, повели их в лес и замучили: отрубили им носы и уши, выкололи глаза и потом убили. Фашизм пытается превратить в рабов весь украинский народ.

Дорогие мои братья и сестры! Пришло время подняться на решительную борьбу за нашу свободу. Организуйте партизанские отряды, берите в руки оружие, нападайте на фашистские банды, уничтожайте железные и шоссейные дороги, транспорты с вооружением и продуктами. Проводите саботаж на фабриках и шахтах. Уничтожайте все, что может пойти на снабжение фашистского фронта.

Слово получает немецкий поэт Иоганнес Р. Бехер.

— Я как немецкий писатель,—говорит он,—всем сердцем приветствую этот митинг свободолюбивых славянских народов. И я считаю своим долгом выступить здесь и заверить:

Позорная расовая теория, уже в течение нескольких лет пропагандируемая современным преступным правительством Германии, не имеет ничего общего с действительными чувствами и мыслями лучших элементов немецкого народа. Чтобы навязать свое варварское господство другим народам, фашистской клике нужно было сначала поработить немецкий народ. Если бы немецкий народ был свободным, он никогда не дал бы использовать себя для такого кровавого и безнадежного предприятия.

Невыносимо горько это и особенно остро чувствуют все честные немцы, что все эти ужасные преступления, что самая подлая бессовестная ложь распространилась на немецком языке, что от имени Германии совершались поступки, жестокость которых далеко превышает все самое отвратительное, что знала человеческая история.

Фашизм стремится прикрыть свою преступность, свою собственную неполноценность, распространяя безумные мысли «неполноценности» всех других рас, причем, как известно, даже немецкий народ он не относит к «своей расе», а лишь избранных, то-есть самих фашистов, которых гитлеровские заправилы посылают «завоевывать жизненные пространства».

Лучшие представители германского народа всегда высоко ценили величайшие культурные ценности, которые славянские народы подарили человечеству—бессмертные произведения Чайковского, Пушкина, Гоголя, Толстого, Максима Горького, Мицкевича, лучшие творения болгарского, югославского, чешского искусства и литературы.

В сердцах всех честных немцев нет места никакой расовой ненависти. Она справляет свои оргии лишь в помещениях министерства пропаганды и в пивных, где носители эмблемы смерти встречаются со своими собутыльниками. Как бы ни старались Геббельс, этот уродливый карлик, рекламирующий себя как образец «высшей» расы—свита Гитлера, все фашистские палачи, садисты и пьяницы—их «расовая теория» разлетится в пыль, как и вся остальная их ложь, а немецкий народ снова вздохнет полной грудью и будет дышать воздухом, очищенным от запаха фашистской гнили.

Славянские народы требуют только своего святого права: жить свободными среди других народов. Это требование поддерживают лучшие люди немецкого народа. Они считают, что жизненные интересы немецкого народа могут быть обеспечены и сохранены только путем мира и сотрудничества со всеми свободолюбивыми народами.

Вслед за немецким поэтом выступает его соотечественник драматург Фридрих Вольф.

Сначала,—заявил он,—Гитлер нападал на маленькие народы, у которых он хотел отнять их независимость, их национальную жизнь. Мы, немецкие антифашисты, однако, знали: как только Гитлер встретит сильного решительного противника, вся его система покачнется и рухнет.

Этот час настал! Красная Армия уже нанесла гитлеровской армии в целом ряде мест серьезные удары. За последние недели по всей Европе прокатилась волна сопротивления гитлеровской тирании, новая волна стремления к свободе. Все свободолюбивые народы мира примут участие в этом мощном движении и не в последнюю очередь свободолюбивые элементы немецкого народа. Не надо забывать, что многие десятки лучших представителей германского народа сидят в концентрационных лагерях и тюрьмах гитлеровского режима. Гитлер—не немецкий народ! И придет день, когда немецкий народ смоет с себя коричневый позор!

Красная Армия ведет борьбу за свою родину, но эта борьба является также борьбой всех угнетенных свободолюбивых народов мира!

Слово предоставляется русскому писателю Александру Фадееву. Он зачитывает воззвание ко всем угнетенным славянским народам мира от имени всеславянского митинга в Москве. Это воззвание затем зачитывают на своих родных языках украинский писатель Александр Корнейчук, народный поэт Белоруссии Янка Купала, польская писательница Ванда Василевская, чехословацкий общественный деятель профессор Зденек Неедлы, сербский общественный деятель профессор Божидар Масларич, болгарский общественный деятель доктор А. Стоянов, словацкий общественный деятель, депутат чехословацкого парламента Марек Чулен, словенский общественный деятель, журналист Иван Регент, хорватский общественный деятель Юро Салай.

В воззвании выражены мысли и заветные чаяния всех славянских народов мира, выражена их непоколебимая воля довести до победного конца священную войну с германским фашизмом.

— Да здравствует наша победа над кровавым гитлеризмом! Эти заключительные слова воззвания станут боевым знаменем, с которым подымутся и об’единятся на смертный бой со своим заклятым врагом—германским фашизмом—поляки, чехи, словаки, закарпатские украинцы, сербы, черногорцы, словенцы, хорваты, болгары, македонцы и весь многомиллионный славянский мир. (ТАСС).

Показать полный текст Распечатать текст статьи Рубрикатор: Всеславянский митинг в Москве 1941; Корнейчук А.Е.; Украина; Украинская ССР; Писатели; Советская интеллигенция; Интеллигенция; Антифашистское движение; Германия; Гитлер А.; Преступления нацистской Германии; Польша; Львов; Массовый террор; Василевская В.Л.; Обращения к нации; Советско-польские отношения; Белоруссия; Белорусская ССР; Купала Я.; Словакия; Чехословакия; Чулен М.; Тисо Й.; Тука В.; Мах А.; Гитлер А.; Оккупационный режим нацистской Германии; Советско-чехословацкие отношения; Закарпатская Украина; Локота И.П.; Венгрия; Концентрационные лагеря; Партизанское движение; Сопротивление; Бехер И.Р.; Антифашистские настроения среди населения Германии; Расовая политика нацистской Германии; Мировая культура; Геббельс Й.; Вольф Ф.; Фадеев А. А.; Москва; Неедлы З.; Масларич Б.; Стоянов А.; Болгария; Словения; Регент И.; Хорватия; Салай Ю.; Патриотический подъем; ТАСС